Четверг
25.04.2024
16:06
 
FO+O MiR
 
Приветствую Вас Гость Главная страница  | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-Чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 205

Пожертвования
Помоги сайту.
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

 

Предпосылки изобретения фотографии

 
Фотография (фото – свет, графо – рисую, пишу – греч.) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд учёных многих поколений разных стран мира. 
Алексей Петрович Бестужев-РюминФотография стала возможна в тот самый день, когда открытие светочувствительности галоидных соединений серебра позволило зафиксировать и запечатлеть световые лучи, испускаемые по-разному освещенными объектами. Но еще задолго до фотографии было и кадрирование художником будущего сюжета полотна, и перспектива, изобретенная Альберти, и оптика камеры-обскуры.
И. Г. ШульцеЛюди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Некоторые предпосылки для этого существовали уже в отдалённые времена.
  
Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика – любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата. Русский химик-любитель Алексей Петрович Бестужев-Рюмин(1693-1766) в 1725 году, занимаясь составлением жидких лечебных смесей, наблюдал в своей лаборатории примечательные явления: растворы солей железа проявили чувствительность к солнечному свету. Это было первое наблюдение, обратившее внимание ученых на неизученное еще интересное свойство солей некоторых металлов.
 
Спустя два года немецкий химик Г. Шульце (1687-1744) заметил светочувствительность солей серебра и  представил доказательства чувствительности к свету солей брома. 
  
В 1725 году он сделал важнейшее открытие – он доказал, что смешанный с мелом нитрат серебра темнеет под воздействием именно света, а не воздуха или тепла.
Карл Шееле

Шведский химик Карл Шееле пришел к тем же выводам в 1777 году, ставя опыты с хлоридом серебра. Но Шееле пошел дальше. Он провел исследования по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. При этом им было отмечено, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой области спектра.
 
Исследователи  во многих странах даже научились получать изображения при помощи солнечного света. Но эти изображения были мимолетны; надо было найти способ закрепить их. Поиски завершились успехом лишь в 1839 году: полученное с помощью света в камере - обскуре изображение было, наконец, закреплено на серебряной пластинке.
  
Д. Гершель
На несомненную связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света впервые указал в 1818 г. русский учёный Х. И. Гротгус (1785 – 1822). Он установил влияние температуры на поглощение и излучение света, причём доказал, что понижение температуры увеличивает поглощение, а повышение
  
температуры увеличивает излучение света. В своих сообщениях Гротгус чётко сформулировал мысль о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются. Это положение со временем, уже после открытия фотографии, стало первым, основным законом фотохимии.
  
Независимо от Гротгуса ту же особенность установили в 1842 г. английский учёный Д.Гершель (1792 – Д. Дрейпер1871) и в 1843 г. американский профессор химии Д. Дрейпер (1811 – 1882). Поэтому историки науки основной закон фотохимии называют ныне законом Гротгуса – Гершеля – Дрейпера.
Для понимания и удовлетворительного объяснения этого закона важную роль в дальнейшем сыграла теория Планка, согласно которой излучение света происходит прерывисто определёнными и неделимыми порциями энергии, называемыми квантами.
  
  
  
  
  
  
  
  
Время изобретения камеры-обскуры неизвестно. Открытие принципа долго приписывалось Роджеру Бэкону (1214 – 1294). Однако в книге «История фотографии» супругов Гернсгейм
Роджер Бэкон
отмечано, что этот принцип знал уже в середине XIв. арабский ученый Хасан-ибн-Хасан, называемый Ибн-аль-Хайсам и известный в Европе под латинским именем Альгазен (965 – 1038). У Бэкона  в его "Perspectiva", появившейся в 1267 г. есть указание, которое некоторые ученые считают первым описанием камеры-обскуры, но оно так неопределенно, что также может быть принято за описание проектирования изображения. В сочинении Бэкона "Opus Majus" Ибн-аль-Хайсам (Альгазен)присутствуют места, как будто указывающие на его знакомство с принципом камеры-обскуры, но они также столь неясно выражены, что едва ли будет справедливым приписывать Бэкону открытие камеры-обскуры. Любопытно то, что со времен античности известен способ построения изображения при помощи малого отверстия, выполняющего роль объектива современной фотокамеры.
 
Например, еще с незапамятных времён было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в тёмное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Ещё в 350 г. до нашей эры известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в тёмную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевёрнутом виде.  При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования. 

Леонардо да Винчи

Принцип работы камеры – обскуры (стенопа) описал в своих трудах выдающийся итальянский учёный и художник эпохи возрождения Леонардо да Винчи(1452-1519).

Первое точное и полное ее описание мы находим в рукописи  Вентури  "О физико-математических трудах Леонардо да Винчи", опубликованной в Париже в 1797 г., автор приводит следующее место из сочинения Леонардо, относящееся к камере-обскуре: "Следующий опыт показывает, каким образом пересекаются лучи от предметов в белковой жидкости внутри глаза. Когда изображения освещенных предметов попадают через малое круглое отверстие внутрь очень темной комнаты, то, поместив на некотором расстоянии от отверстия лист белой бумаги, вы обнаружите на ней все предметы в их соответствующих размерах и цветах. Они будут уменьшенных размеров и обращенными по причине вышеуказанного пересечения лучей. Изображение предмета, освещенного солнцем, будет казаться как бы нарисованным на бумаге, если взять тонкую бумагу и изображение рассматривать сзади. Отверстие должно быть сделано в очень тонком куске листового железа".

Далее Леонардо да Винчи приводит схему расположения отверстия и экрана и ход световых лучей. Следует отметить, что он не говорит о камере-обскуре как об изобретении. Из чего можно заключить, что не Леонардо да Винчи первый описал это устройство. 

О камере - обскуре писали также в своих трудах многие другие исследователи. Голландский физик и математик Гемм Фризиус наблюдал в 1544г. солнечное затмение при помощи камеры-обскуры.
  

В своей первоначальной форме она представляла собой затемненную комнату с отверстием в стене. Изображения предметов, находящихся вне комнаты, проецировались через отверстие на противоположную стену, и люди, находящиеся в комнате, могли наблюдать эти изображения и переносить их на бумагу.

  
  
  
  
  
  
В XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий учёный М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных зрительных труб и оптических приборов.

  



  

  
Даниеле Барбаро
В 1568 г. венецианец Даниеле Барбаро впервые дал подробное описание камеры – обскуры с плоско – выпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с её помощью. А первое подробное описание камеры-обскуры с линзой находим в девятой части его трактата о перспективе "La Prattica della Prospettiva" венецианца, изданном в Неаполе в 1568 г. Такие устройства были очень велики и тяжелы. Джироламо Кардано
 Итальянский математик и физик Джироламо Кардано (1501-1576) в камере-обскуре с линзой проецировал изображение с помощью зеркала на матовую стеклянную пластину. Полученное изображение можно было обвести на бумаге. Другой итальянец, Бенедетти, в книге о математических и физических наблюдениях, изданной в Турине в 1585 г., вновь упоминает о камере-обскуре с линзой.

  

Линза, применявшаяся Барбаро и Бенедетти, была плоско-выпуклой. Немецкий астроном И. Кеплер (1571-1630) , основательно изучивший ее в начале XVII в. как теоретически, так и практически, был первым, понявшим преимущество сложной оптической системы, состоящей из вогнутой и выпуклой линзы. В своем сочинении "Oioptrice" ( 1611 г.) он останавливается на И. Кеплерпринципах рефракции, построении изображения и на свойствах различных видов линз и их комбинаций.
Кеплер говорит о недостатке плоско-выпуклой линзы в отношении даваемого ею малого поля зрения и отмечает преимущество применения вогнутой линзы вместе с выпуклой. Кеплер дал обоснование вопросу об оптическом устройстве камеры-обскуры, но эта часть его работы не получила заслуженного признания.
В 1611 году Кеплер усовершенствовал камеру-обскуру. Он создал ахроматическую оптическую систему, состоящую из вогнутой и выпуклой линз, это позволило увеличить угол поля зрения камеры-обскуры.
  
 
В 1655 году создана первая компактная камера-обскура. Стало возможным Камера-обскура в виде светонепроницаемого ящика с зеркалом 1769 годнаправлять камеру-обскуру в любом направлении и выполнять зарисовки с натуры передавая безукоризненную перспективу, свойственную фотографии при этом точно фиксировать детали.
Так, в середине XVIII века в Россию, например, имела распространение камера – обскура, носившая название «махина для снимания першпектив», сделанная в виде походной палатки. С её помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и других русских городов.
  
Компактная камера-обскура

Создана первая компактная камера-обскура (рис. 4). Стало возможным направлять камеру-обскуру в любом направлении и выполнять зарисовки с натуры передавая безукоризненную перспективу, свойственную фотографии при этом точно фиксировать детали.

И лишь развитие химии позволило трудами многих изобретателей создать процесс быстрого получения устойчивого во времени изображения, при помощи специального устройства, который мы называем фотография.

Хотя, используя камеру-обскуру изображения можно было фиксировать на бумаге при помощи карандаша, кисти или наблюдать, возникла необходимость в более простом способе регистрации изображения. Постепенно становилось понятно, что основой нового процесса закрепления изображения являются свойства света.
 
Пришло время, когда камерой – обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой пробор надёжно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги. Позже эффект камеры - обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.
  
Однако, если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в XVIII веке, когда химия как наука достигла достаточного развития. Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощён. Но люди думали над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере – обскуре, но и надёжно закреплять его на плоскости химическим путём.
 
 
 
 
 
 
  
Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере – обскуре учёные и изобретатели разных стран начали только в первой трети прошлого столетия. Наилучших результатов добились известные теперь всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 – 1833), Луи – Жак Манде Дагер (1787 – 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800 – 1877). Их и принято считать изобретателями фотографии.
  
Снимок Ньепса.

Жозеф Нисефор НьепсНьепс первым в мире закрепил «солнечный рисунок». Он ориентировался на использование свойства асфальта, тонкий слой которого на освещённых местах затвердевает. На незакреплённых и неосвещённых местах асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина. В 1826 г. Ньепс с помощью камеры – обскуры получил на металлической пластине, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Снимок он так и назвал – гелиография (солнечный рисунок). Экспозиция длилась восемь часов. Изображение было весьма низкого качества, и местность была едва различима. Но с этого снимка началась фотография. 
  
  
Первые опыты с камерой-обскурой Нисефор Ньепс начал проводить в 1816 году, желая использовать ее в литографии. Он собирался переводить изображения на литографический камень. Камеры различных размеров Ньепс изготавливал сам. Вначале он вкладывал в камеру бумагу, покрытую тонким слоем хлорида серебра. Этот процесс не дал удовлетворительных результатов по двум причинам. Нарисованное светом изображение Ньепс не мог закрепить, а само изображение казалось ему неприменимым, поскольку имело характер негатива. Поэтому для дальнейших опытов он избрал иное, реагирующее на свет вещество – сирийский асфальт, или битум, хорошо знакомый ему по предыдущим литографическим работам. Ньепс знал, что асфальт бледнеет на свету и теряет свою растворимость в керосине. Первый в мире гелиографический снимок Ньепса - вид из окна его мастерской. 1826г.Порошкообразный асфальт он растворял в лавандовом масле. И этим раствором, с помощью тампонов из тонкой кожи натирал различные подложки – стекло, цинковые, медные, серебряные пластинки, литографический камень. Асфальт – вещество, малочувствительное на свет. Поэтому сперва Ньепс экспериментировал с ним без камеры-обскуры. Он покрыл стеклянную пластинку тонким слоем асфальтового раствора, после сушки скопировал на нее путем прямых солнечных лучей гравюру, бумажную подложку которой промаслил, чтобы она была более прозрачной для света. После этого он положил пластинку в блюдце со смесью лавандового масла и керосина, которая растворяла асфальт в местах, защищаемых от воздействия света линиями гравюры. После промывания водой и сушки на пластинке оставалось слегка коричневое негативное изображение гравюры. Должно быть, Ньепс очень удивился, когда при рассмотрении на темном фоне увидел прекрасное позитивное изображение.
Таким способом он изготовил на стекле изображение гравюры, воспроизводящей папу Пия VII. Копию Ньепс показал своему кузену генералу Понсе де Мопа, который был настолько восхищен представшим перед его глазами образом, что распорядился оправить его в раму и демонстрировать при каждом удобном случае друзьям и знакомым. Один из нерасторопных гостей выронил случайно картину из рук, в результате до нас не дошла эта первая гелиография.

Снимок Тальбота.

Вильям Фокс Генри Тальбот
В 1835 г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. 
Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съёмки изобретатель назвал калотипией, что означало «красота». Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.
В конце января  1839 он попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31 января 1839 сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Он боялся, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Толбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив".
  
В 1840 Толбот изменил и улучшил свой процесс. Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. Он назвал свой процесс калотипией (от греч. слов kalos — красивый и typos — отпечаток), Первый калотипный снимок Тальбота - решетчатое окно его дома. Выполнен в 1835г.впоследствии ему было дано название толботипия. Проявлял он бумагу в кислоте, затем (по совету Джона Гершеля) фиксировал изображение в растворе гипосульфита, промывал негатив в чистой воде, высушивал и натирал воском, делая его прозрачным. С помощью солнечного света он делал с негатива контактные отпечатки на хлорсеребряной бумаге. В 1841 он запатентовал этот процесс, а в 1842 получил медаль Королевского Общества за эксперименты с калотипией. В 1844-46 Толбот издал первый альбом "Карандаш природы" с фотографическими художественными иллюстрациями — видами природы и архитектуры. 
В 1851 Толбот разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его в 1852 и 1858. Он использовал при печати стальные пластины и марлевые экраны для получения полутонов и явился предшественником разработанных в 1880-х гг. качественных полутоновых фотопластин. 
Патенты Толбота, его претензии на приоритет во всех видах фотографии и судебные процессы по этому поводу объективно тормозили дальнейшее развитие фотографии в Шотландии, Франции и других странах. 
Снимок Дагера.

Луи -Жак Дагер

Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере – обскуре работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской диорамы. Работа над световыми картинами натолкнула его на мысль закрепить изображение. От оптика Шарля Шевалье, создавшего впоследствии объектив для дагеротипной камеры, он узнал, что Дагер заключил с Ньепсом соглашение о совместном сотрудничестве над изобретением.
 Первоначальная слава нового открытия досталась французу Луи - Жак Дагеру. Он был не самым образованным из исследователей и изобретателей, завершивших открытие светописи, но самым практичным из нихПервый дагеротипный снимок Дагера - натюрморт из произведений живописи и скульптуры. Выполнен в 1837г.
В течение нескольких лет Дагер проводил опыты вместе со своим компаньоном Ньепсом. Дагер заранее уговорил своего компаньона вычеркнуть из соглашения, составленного между ними, слово гелиография, как было первоначально названо изобретение. Эта предусмотрительность принесла выгоду Дагеру. Однако в 1833 г. Ньепс умер, и Дагер сообщил наследнику Ньепса, что он назвал новое изобретение своим именем: "Я окрестил свой (!) процесс - "дагерротип", -  пишет Дагер.
 
Дагер настойчиво продолжал начатое дело и в 1837 г. открыл надёжный способ проявления и закрепления скрытого изображения на очувствленной к свету серебряно пластине. Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством Доминик - Франсуа Арагоизображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры. Этот снимок автор передал потом де Кайэ, хранителю музея в Лувре. 
  
Дагер экспонировал серебряную пластину в камере – обскуре в течение тридцати минут, а затем перенёс в тёмную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо проработались детали рисунка, как в светах, так и в тенях. Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем – дагерротипия – и передал его описание секретарю Парижской Академии наук Доминику – Франсуа Араго.  Разрез первого фотоаппарата, выпущенного в продажу (Дагер 1839)
 

 

 На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил учёному собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Учёные одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошёл в историю как день рождения фотографии.  В августе того же года Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.
Калотипия Толбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия. В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии, несмотря на то, что качество дагерротипов было намного выше, чем калотипов.
  
И. Х. Гамель В России практическое применение светописи началось буквально в первые месяцы после обнародования принципов фотографирования. В Академии наук хранятся материалы, свидетельствующие о том, что русские учёные не только проявили живой интерес к факту открытия фотографических процессов, но и приняли плодотворное участие в их изучении и усовершенствовании.

В 1839 г. академик И. Х. Гамель (1788 – 1862) отправился в Англию. Там он познакомился с В. Тальботом и его изобретением. В мае – июне 1839 г. Гамель прислал в Петербург снимки с описанием способа Тальбота. Затем прислал аппарат и снимки по способу Ньепса и Дагера. 
 Впоследствии Гамель получил от родственников Ньепса 160 документов по истории изобретения фотографии – письма Нисефора Ньепса, Дагера, Исидора Ньепса и других. 

Снимки Фрицше. 
  
Юлий Фёдорович Фрицше
 В России первые фотографические изображения получили выдающийся химик и ботаник, академик Юлий Фёдорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота.23 мая 1839 г. Фрицше на заседании Петербургской Академии наук выступил с «Отчётом о гелиографических опытах», в котором дал исчерпывающий анализ способа Тальбота по материалам, представленным Гамелем. Фрицше нашел калотипию пригодной для выполнения научных снимков с плоских предметов. «Ботаник может пользоваться ею с выгодой, когда речь идёт о том, чтобы сделать, точный рисунок сОдин из снимков, выполненых в России академиком Фрицше-фотограмма листьев растений. Май 1839 г. оригинальных экземпляров гербария», - сообщил он. Одновременно Фрицше предложил внести существенные изменения в этот способ, - он рекомендовал заменить во время проявления применявшийся Тальботом тиосульфат натрия (гипосульфит) аммиаком и на практике доказал, насколько это улучшает изображение.  Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук представляет собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире. 
  
Вот как выглядел самый ранний фотографический процесс: 
  

Полированную серебряную пластинку подвергали в темноте действию паров йода. На ней появлялся налет йодистого серебра. Пластинку переносили в камеру-обскуру, открывали объектив. Под действием падающих на пластинку солнечных лучей, отражаемых фотографируемыми предметами, в слое йодистого серебра получалось едва видимое «скрытое» изображение. Пластинку вынимали из камеры и обрабатывали в темноте парами нагретой ртути. В местах, подвергшихся действию света, получалась амальгама. Эти места по тону теперь заметно отличались от участков пластинки, на которые не воздействовали лучи света. Лишнее йодистое серебро, не подвергшееся действию света, удаляли затем раствором поваренной соли (позже стали применять гипосульфит); таким образом закреплялось светописное изображение.

Чтобы запечатлеть на серебряной пластинке какой-либо вид хотя бы в общих чертах, нужна была выдержка в десятки минут. Снимать портреты практически было нельзя. Чтобы сфотографировать человека, его лицо «выбеливали» мелом, а волосы посыпали пудрой — в камеру-обскуру тогда попадало больше лучей света, отраженных от лица и волос. Но и при этом нужно было просидеть перед камерой на солнцепеке долгое время.

Рисунок на серебряной пластинке трудно было рассмотреть: неприятно поражал зеркальный блеск изображения. Только под определенным углом иногда не все изображение, а лишь часть его можно было рассмотреть. Пластинки накладного серебра, на которые снимали дагерротип, были дороги. Занятие светописью оказалось доступным немногим. К тому же изображение было очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении.

Было очевидно, что труд многих ученых и изобретателей внесет в светопись коренные улучшения, сделает ее жизненной и приблизит к искусству.
  
  
Фотографы и ученые во всех странах искали способы коренного усовершенствования фотографирования на металлических пластинках. Одним из первых добился успехов в усовершенствовании дагерротипа московский любитель светописи и изобретатель Алексей Федорович Греков. Но имя его оказалось несправедливо забытым.
Ипполит Физо
Открытие способа упрочения изображения на пластинке и уничтожения зеркального блеска всецело приписано французскому физику Ипполиту Физо. Факты убеждают в другом: в 1840 году одновременно или даже несколько ранее Физо внес эти усовершенствования в дагеротипию Греков.
Изготовление снимка на медной иодированной пластинке в 1841 году приписано англичанину Тальботу, в некоторых источниках называют француза Биссона. Документы утверждают другое: весной 1840 года Греков нашел способ получения дагерротипа не только на меди, но также на латуни и других «доступных металлах». Греков один из первых фотографов Европы применил к дагерротипии незадолго до того открытую русским ученым Б. С. Якоби гальванопластику. Он серебрил медные металлические пластинки, тем самым делая фотографию доступной большему числу ее любителей. Эти замечательные труды русского изобретателя не остались в свое время незамеченными. Однако о русском имени «забыли», как только нашлись иностранные имена... 
Греков много трудился в поисках «дешевого дагерротипа» — искал способ фотографирования на медных и латунных пластинках. Способ получения дагерротипа на таких пластинках был открыт им еще весной 1840 года. Московский изобретатель усовершенствовал процесс приготовления пластинок, значительно убыстрив его. Греков заготовлял пластинки за 6 и даже 12 часов до съемки, делал 5—10 снимков, а затем проявлял и закреплял изображения. Это было большим достижением в ту пору.
 
Греков первый в России изготовлял дагерротипные аппараты с принадлежностями. Знаток типографского дела, Греков, овладев светописью, стал искать способы воспроизведения дагерротипов в виде оттисков на бумаге. Уже в 1840 году он произвел удачные опыты и получил такие оттиски. Таким образом, Грекову принадлежит первенство в применении фотографии к полиграфии в России. Только в Австрии в то время проводились подобные опыты. Совершенствуя фотографирование на металлических пластинках, А. Ф. Греков одновременно разрабатывал способ фотографирования непосредственно на бумаге.
 
Гемфри Дэви
Первая попытка получить изображение с помощью камеры-обскуры была предпринята в Англии Гемфри Дэви и Томасом Веджвудом, которые экспонировали в ней обычную бумагу, пропитанную раствором азотнокислого серебра и хлористого натрия (поваренной соли). На такой бумаге, между волокнами которой в результате пропитки образовывалось хлористое серебро, можно было получить изображение различных фигур. Правда, вскоре эксперименты были прекращены, так как экспонирование длилось часами, а изображение получалось малоконтрастным и при рассмотрении на свету полностью исчезало.
Период дагерротипии просуществовал немного. Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно. Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие. Уже в конце 40-х годов XIX века изобретатель из семьи Ньепсов – Ньепс де Сен-Виктор - заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка. Слой очувствили к свету солями серебра. В 1851 году англичанин С.Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать. 
 
После 50-го года начал входить в фотографию мокро - коллодионный способ, сменивший дагерротипию. Однако изящные изображения на посеребренной пластинке, не уступали по своим качествам портретам на бумаге. Изображение на металлических пластинках хорошо смотрелось, обладало мягким, приятным тоном. Дагерротипия спорила с фотографией на стекле (с последующей печатью позитива на бумаге).
 
Но печать на бумаге позволяла размножать фотографические изображения, дагерротипы же получались в одном экземпляре. На бумажных отпечатках правая сторона фотографического объекта оставалась правой, а левая — левой. На дагерротипе изображение было зеркально обращено. Фотография на стекле и печать на бумаге оказались значительно дешевле. 
 
Д. Истмен
 Преимущества были явно на стороне нового способа фотографии, который применялся в течение трех десятилетий до распространения в начале 80-х годов сухого броможелатиновото способа. Стеклянные пластинки обливали жидким коллодием — раствором пироксилина, так называемой «взрывчатой ваты», в смеси спирта с эфиром и солями иода или брома. Давали коллодию застыть, затем погружали пластинку в раствор азотнокислого серебра — коллодионный слой становился светочувствительным. Съемку производили на мокрых пластинках. Выдержка исчислялась минутами и секундами. Негатив затем проявляли и закрепляли.
 
Печатали снимки на альбуминной (дневной) бумаге.
Еще через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной. В 1873 году Г. Форель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы. 
  
В 1889 году Д. Истмен (основатель фирмы "Кодак") наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой "Люмьер". Фотография наших дней – это и область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности. 
  

 

 
Форма входа
Друзья сайта
Статистика
Новое фото
Кто ОН-ЛАЙН
 

Творческий проект по физике команды "Фортуна" Новотарбеевской средней школы Мичуринского района Тамбовской области

Copyright MyCorp © 2006